Центральный Банк России обнародовал данные о количестве жалоб, поступивших регулятору от граждан и организаций в первой половине 2022 года. В чем были нарушены права россиян? Жалобы в ЦБ: поводы для обращений, проблемы и решения
Всего было зафиксировано 198.5 тысяч жалоб. Это на целых 36% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Банк России объясняет такой рост введенными санкциями. По его мнению, граждане и организации сталкиваются с проблемами, причина которых заключается в ограничительных мерах, наложенных так называемыми недружественными странами, а не внутренними проблемами.
При этом клиенты со своими проблемами продолжают обращаться за поддержкой и защитой именно к российскому регулятору.
Центральный банк отнес 33 тыс. жалоб, что составляет 19% от их общего числа, к категории санкционных. В основном причинами обращений стали проблемы с конвертацией валюты, с международными переводами.
В то же время, число жалоб на нарушения прав при оказании обычных банковских услуг наоборот снизилось по сравнению с прошлым годом.
Наиболее частые жалобы на кредитные организации были связаны с введением необоснованных комиссий, проблемами со снятием валюты и прочее. Наоборот, количество претензий по потребительскому кредитованию сократилось на 21%.
Банк это связывает не только с сокращением общего количества выданных займов, но и с принятыми ранее мерами против навязывания дополнительных услуг при заключении договоров.
С серьезными сложностями россияне столкнулись на рынке ценных бумаг. У многих возникли трудности при переводе своих портфелей от профессиональных участников рынка ценных бумаг, попавших под санкции, на обслуживание к другим брокерам.
Пик жалоб на финансовые организации пришелся на апрель, когда европейскими структурами были заморожены счета россиян с иностранными ценными бумагами. Всего пострадало более 5 млн инвесторов.
Причем в ряде случаев сами брокеры оказались не нарушителями правил, а наоборот, жертвами. Крупнейшие участники рынка были вынуждены выставить клиентами маржин-коллы из-за резко изменившейся ситуации. В результате у 11 компаний оказались в минусе в общей сложности 27.8 тысяч портфелей на сумму в 2.5 млрд рублей. Причем в сложную ситуацию попали преимущественно квалифицированные инвесторы, которые по своему статусу должны были бы рассчитывать силы и отвечать за свои действия.
Для решения этих и других задач Банк России уже представил новую Концепцию по совершенствованию защиты розничных инвесторов.
Вновь, когда уровень жизни по тем или иным причинам снижается, люди начинают все чаще обращаться вместо банков к микрофинансовым организациям. Число жалоб к ним выросло на 14.4% за полгода.
Причем в большинстве случаев проблемы, с которой обращались граждане, были связаны с кибермошенничеством и с кредитными историями.
Большинство жалоб в сфере страхования касались, как несложно догадаться, ОСАГО. В 5 раз выросло число обращений по поводу отсутствия бланков, в 2.7 раза — в связи с проблемами при оформлении онлайн полисов.
Для того, чтобы защитить и клиентов и страховые компании, в апреле Банком России был запущен перестраховочный пул, который должен покрыть чрезмерные риски высокоубыточных договоров.
В то же время, снизилось на целых 7% число жалоб на инвестиционное страхование жизни, которое часто использовалось банками и страховщиками в качестве «альтернативы» обычным вкладам без разъяснения клиентам деталей заключаемых договоров.
Количество обращений в Центральный Банк говорит о том, что, к сожалению, в настоящее время на финансовом рынке благополучия нет, и оно пока не предвидится. В большинстве случаев российский регулятор не может помочь гражданам и организациям, так как причиной возникающих проблем становятся внешние санкционные факторы, которые не находятся под его контролем.
В итоге в последние полгода — повезло тем, кто успел заранее вывести свои деньги в более спокойные гавани. И одним из таких мест, без сомнения, являются инвестиции в коммерческую недвижимость в Испании, в Барселоне, где мы работаем.
Возможно, еще не поздно защитить и сохранить то, что осталось. Приглашаем обсудить с нашими экспертами индивидуально имеющиеся возможности покупки объектов для получения стабильного дохода в Европе.
Задайте вопрос по теме статьи и получите ответ от эксперта Decart Property
Укажите ваш E-mail
Задайте вопрос по выбору коммерческой недвижимости в Испании и оформлению визы инвестора