Ответные санкции Кремля на действия западных стран долго ждать не пришлось, и они сформулированы в двух последовательно вышедших указах президента. Большинство россиян обратило внимание в этих документах лишь на одну деталь — на запрет вывоза валюты в размере более 10 тысяч долларов. Но это, на самом деле, не самое важное в указах. В указах есть моменты, которые будут иметь значительно более серьезные последствия для инвесторов и вообще для любых участников рынков.
Поэтому рекомендуем прочитать эту статью внимательно. А кто еще не видел, предлагаем также предыдущий материал, часть первую, где анализируются первоначальные санкции Запада против России
Когда появляется новый закон или указ, у двух юристов по этому поводу возникает три мнения. На сегодняшний день точной практики по применению новых распоряжений пока не существует, и довольно сложно сказать, как это будет исполняться в реальной жизни.
Постараемся быть максимально объективными и независимыми и начнем с первоисточников. Ответные санкции Кремля сформулированы в двух документах.
По своей сути второй документ стал продолжением первого, ответ на дальнейшее усиление санкций Запада. Поэтому рассматривать и анализировать их мы их будем вместе.
Самой серьезной мерой для России оказалась блокировка резервов Центрального Банка. В первые часы санкций, которые пришлись на выходные, курс рубля обвалился до не мыслимых ранее показателей. А регулятор при этом лишился финансовой возможности поддержки национальной валюты.
Именно стабилизация курса рубля и стала основной задачей, которую власти РФ пытаются решить в первую очередь. А для этого им пришлось вернуть в экономику те меры, которые уже использовались для валютного регулирования — но в начале девяностых, то есть двадцать пять лет назад.
В соответствии с первым указом, пункты 1 и 2, все экспортеры стали обязаны продавать 80% своей валютной выручки, поступающей за проданную продукцию или услуги. Причем указ имеет обратную силу. Продать долю от поступившей на счета валюты надо начиная с 1 января этого года, то есть фактически задним числом.
Этот шаг предпринимается для того, чтобы искусственно повысить предложение валюты на российском рынке.
Второй момент — запреты, пункт 3 первого указа. Их несколько
1. Запрет на кредитование иностранных компаний. Скорее всего, такое ограничение было вызвано желанием ограничить использование всевозможных схем, позволяющих избежать перевода валютных средств в Россию.
Конечно, в условиях нестабильного курса рубля любому экспортеру выгодно под предлогом выданного иностранцам кредита оставить деньги в другой стране хотя бы на какое-то время, а не продавать 80% выручки в течение трех дней по регулируемому курсу
2. И далее следует пункт 3б, который запрещает резидентам размещать деньги в иностранной валюте в зарубежных банках и иных финансовых организациях, а также перечислять деньги за границу без открытия счета, в том числе с использованием электронных систем.
Фактически это означает, что, начиная с «01» марта официально вывести деньги из страны не представляется возможным. Если раньше любой человек мог просто перечислить, например, евро со своего счета в России на свой счет в Европе, то в настоящее время такие операции попали под запрет.
Вторая половина первого указа президента нацелена на стабилизацию рынка акций российских компаний. Для этого акционерным обществам предоставляется право выкупать свои собственные ценные бумаги на рынке.
Само собой, такие действия актуальны только для крупнейших предприятий, многие из которых связаны с государством. Выкуп акций, возможно, на определенном этапе поддержит котировки от стремительного падения. Или, по крайней мере, позволит некоторым инвесторам и, может быть, менеджменту корпораций закрыть свои позиции.
Дальнейшее развитие системы ограничений мы находим уже во втором указе. И именно здесь помимо ценных бумаг упоминается также и недвижимость. При этом сам по себе документ представляется несколько противоречивым.
В его первом пункте говорится, о каких операциях идет речь: о таких, где контрагентами являются иностранные граждане и организации - резиденты стран, объявивших санкции по отношению к России.
Далее следуют запреты. Первый из них по второму разу касается кредитов иностранцам. Скорее всего, этот пункт введен из каких-то принципиальных политических соображений, потому что с точки зрения экономики, в Европе, например, в Испании, ставка по ипотеке составляет 2-4 процента, а в России она за два дня поднялась до 18-20 процентов, и вряд ли кому-либо за рубежом такие займы могут быть интересны.
А вот второй запрет напрямую касается каждого инвестора, имеющего дело с иностранными контрагентами или активами. В Указе говорится: сделки, в результате которых возникают права на ценные бумаги и недвижимое имущество с иностранными частными лицами или организациями должны осуществляться в так называемом особом порядке.
В этом ключевом пункте заявляется о том, что указ распространяется на все операции, где бы они не проводились, в России или за рубежом. Однако не говорится ни слова, о каких именно активах идет речь. И в этом возможно двоякое толкование, причем вопрос этот принципиальный.
С одной стороны, сказано про ценные бумаги и недвижимость вообще. Значит, не только в России. То есть просто так купить объект за границей формально россиянам больше нельзя, также, как и вкладывать в ценные бумаги на Западе. Но вот регулирующий орган назван — как раз с упоминанием того, что речь идет об активах в России. И вот здесь вот открывается возможность для споров юристов.
Во втором указе говорится, что совершать сделки купли-продажи недвижимости и ценных бумаг с иностранцами можно, но только после получения специальных разрешений, выдаваемых Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации.
Из этой формулировки ясно, что в соответствии с документом иностранцы в России будут вынуждены согласовывать сделки с этой комиссией. Но станет ли эта комиссия по иностранным инвестициям рассматривать обратный вариант операций, когда наоборот, россияне приобретают собственность за границей?
Что касается ценных бумаг, то там все несколько проще: регулирующие функции переданы Центральному Банку, который, в свою очередь, может уполномочить биржи совершать сделки с нерезидентами. Хотя опять же, остался открытым вопрос о том, могут ли россияне покупать иностранные ценные бумаги за рубежом, и какие разрешительные документы для этого требуются по российскому законодательству.
Лишь один из пунктов где-то в конце, под буковой «Ж» касается вывоза из страны наличной валюты. Да, на это как раз все обратили внимание, что больше нельзя вывести, заполнив декларацию на таможне, сумму более 10 тыс. долларов или ее эквивалент в других финансовых активах.
В действительности, этот пункт носит, скорее, формальный характер. В тех «недружественных странах», о которых в указах идет речь, даже десять тысяч наличными вызовет большое подозрение в любой финансовой организации, и на счет эти деньги вряд ли примут.
Скорее всего, это ограничение направлено на вывоз валюты в другие страны, даже не имеющие отношения к санкциям, где оборот наличных до сих пор в ходу.
В результате введения ответных мер России ситуация для российских инвесторов за рубежом стала еще сложнее, чем после западных санкций. Теперь она превратилась в уравнение сразу с двумя неизвестными: как ввести деньги в Европу и вложить их, например, в коммерческую недвижимость, и с другой стороны, как их из России вывести.
Сейчас практика применения этих указов только начнет вырабатываться. Например, в течение пяти дней должна быть сформирована та самая разрешительная комиссия правительства, и прочее.
Мы работаем над вопросом, как же инвесторам дальше инвестировать свои деньги, и вообще есть ли возможность покупать недвижимость, открывать счета за рубежом. Сейчас мы ведем консультации с нашими юристами и банкирами. Оставайтесь на связи и подписывайтесь на обновления, чтобы быть в курсе, что нового мы для вас узнаем.
Задайте вопрос по теме статьи и получите ответ от эксперта Decart Property
Укажите ваш E-mail
Задайте вопрос по выбору коммерческой недвижимости в Испании и оформлению визы инвестора