У инвесторов всегда есть выбор, инвестировать деньги в ЗПИФ, то есть в закрытые паевые инвестиционные фонды недвижимости, или покупать объекты напрямую, на свое имя или на созданную специально для этих целей компанию.
Соберем вместе аргументы за и против того или иного решения, и сравним возможные варианты с точки зрения доходности, надежности и прочих факторов.
ЗПИФ — это универсальный продукт, разработанный для определенной категории инвесторов. Поэтому его преимущества будут такими.
Чудес не бывает, и за все в мире финансов приходится платить. Конечно, фонд недвижимости — не мышеловка, но выйти из него бывает тоже не так просто. Прежде всего, как правило, такие фонды создаются в форме ЗПИФ, то есть закрытых фондов. Или в лучшем случае интервальных, а не открытых. То есть выход из них возможен либо в конце определенного периода — иногда через десять и более лет, либо раз в год в течение определенного числа дней.
Некоторое послабление со сроками предоставляют так называемые биржевые паевые фонды, то есть такие, паи которых обращаются на бирже аналогично акциям и другим ценным бумагам. Но и здесь инвестору надо быть предельно внимательным и осторожным. Потому что допуск ценных бумаг на биржу еще не гарантирует их ликвидность, и не редко владельцы активов сталкиваются с ситуацией, когда продать инструмент можно, но с существенными финансовыми потерями.
Это выглядит также, как с какой-либо экзотической валютой, привезенной из дальней турпоездки: вроде бы и деньги в кармане, и котировка известна, но попробуйте найти банк, готовый их обменять, и еще вопрос, по какому курсу. А с паями речь идет о совсем других суммах.
Еще один недостаток инвестиций в недвижимость через фонды — нет никаких гарантий получения прибыли. По имеющимся у нас данным, в настоящее время в России действует около 110 фондов, специализирующихся на недвижимости. Но лишь половина из них закрыла прошлый год с прибылью. Да, лучшие результаты оказались на уровне фантастических 30 и даже 50 процентов. Но при этом некоторые фонды умудрились потерять почти все вложенные в них деньги.
Прямая покупка тоже не дает гарантий дохода. Да, недвижимость в конечном счете в исторической перспективе дорожает, как минимум на размер инфляции и больше. Но в какие-то периоды, тем не менее, «просадки» рынка возможны, причем иногда надолго. И как раз тогда, когда возникает желание забрать свои деньги.
При этом прямой инвестор, физический собственник объекта, по меньшей мере, остается с реальной недвижимостью в портфеле, а не с неким абстрактным подешевевшим паем. В конце концов, если речь идет о жилой недвижимости, то ее можно использовать не только для извлечения дохода, но и для своего собственного проживания.
С коммерческой недвижимостью дело обстоит еще лучше: даже если объект не растет в цене, то он все равно должен приносить тот или иной текущий доход. Или инвестор может, опять же, использовать его для запуска своего собственного бизнеса, например, открыть магазин, ресторан и прочее.
Если дела идут хорошо, то прямой инвестор получает прибыль. Если плохо, то он может сидеть и ждать лучших времен. Ему не придется платить 1-4% за управление активами из их стоимости в любое время. Именно в такую довольно щедрую сумму обычно оценивают свой труд управляющие компании.
Еще один дополнительный плюс заключается в том, что прямые инвестиции в недвижимость за рубежом могут нести в себе дополнительные бонусы помимо дохода от вложений. Например, в Испании за покупку объектов от 500 тысяч евро инвестор получает золотую визу, с которой можно ездить по всей Европе.
Но и прямые инвестиции не лишены недостатков. Основные из них такие.
Доходы от недвижимости подлежат налогообложению. Надо быть готовыми вовремя заполнять и подавать декларации самостоятельно или с помощью финансовых консультантов.
Наилучший выбор зависит от ситуации конкретного инвестора. Прежде всего, для прямых инвестиций нужно иметь достаточную сумму, она выше, чем для покупки паев фондов. Далее вопрос заключается в том, насколько инвестор хочет быть вовлеченным в процесс принятия решений. Или делать это самостоятельно, выбирая объекты, например, из нашего закрытого каталога, или фактически передать деньги в управление тому или иному фонду.
Далеко не все фонды по результатам прошлого года показали достойные результаты. По крайней мере, не факт, что, управляя своими деньгами самостоятельно, у инвестора получится хуже. И уж точно при прямых инвестициях у него на руках будет настоящий, осязаемый объект недвижимости.
Кризисная ситуация февраля 2022 года внесла в теорию свои коррективы. Во-первых, за рубежом у владельцев счетов возникли серьезные проблемы из-за ограничений, связанных с санкциями. А ценные бумаги, номинированные в евро, для россиян вообще оказались под запретом. Таким образом, выигрышное положение собственников реальной недвижимости в данном случае представляется очевидным.
На внутреннем рынке в любом случае инвесторов ждут потери. Но они будут разными. Можно сказать, что для владельцев паев они, скорее всего, окажутся невосполнимыми. А вот что касается собственников реальной коммерческой недвижимости, то это будет зависеть от терпения и возможности ждать очень длительное время. Ведь коммерческое помещение — в конечном счете так им и останется, чтобы в политике и экономике не случилось.
Задайте вопрос по теме статьи и получите ответ от эксперта Decart Property
Укажите ваш E-mail
Задайте вопрос по выбору коммерческой недвижимости в Испании и оформлению визы инвестора