Россия 27 июня 2022 года по факту оказалась в состоянии технического дефолта по внешнему долгу. Причем сумма платежа, который она не смогла перевести, составила всего порядка 100 млн долларов — незначительная при сегодняшних ценах на энергоносители. Но в ситуации санкций, блокировки активов страны — расчеты с кредиторами оказались невозможными. Какие будут последствия?
Эти события ни для кого не стали сенсацией. Срок платежа по купонным выплатам российских еврооблигаций настал еще месяц назад, в конце мая. Однако по правилам существует так называемый льготный период продолжительностью в один месяц, в течение которого должник все еще может добровольно выполнить свои обязательства.
Крайний срок закончился 27 июня, и после закрытия банковского дня на на эту дату дефолт по внешнему долгу был официально объявлен всеми мировыми новостными агентствами
Мировая трактовка событий отличается от официальной позиции российской стороны. Министерство финансов утверждает, что его обязательства выполнены, он предпринял все возможные шаги для перечисления денег. Но они не дошли до адресата из-за санкций, так как активы в иностранной валюте заблокированы. А в рублях платеж, само собой разумеется, никто не принял.
Большинство источников сравнивает сегодняшние события с тем, что было в 1918 году. В том числе агентство Bloomberg приводит аналогию с решением молодой советской власти во главе с Владимиром Лениным не платить по царским долгам. Однако такое сопоставление представляется довольно натянутым. Потому что тогда было принято принципиальное решение отказаться от внешних обязательств в то время, как сегодня ничего подобного российские власти не заявляли.
В действительности в последний раз Россия не смогла выплатить долг значительно позже. Это произошло в августе 1998 года. Но и тогда ситуация выглядела совсем по-другому. В тот период на международных рынках наблюдалась крайне низкая цена на энергоносители. К лету 1998 года котировки на нефть в Лондоне опустились примерно до 12.5 долларов за баррель.
При этом в стране была выстроена самая настоящая финансовая пирамида на рынке так называемых ГКО — государственных краткосрочных обязательств. Доходность по ним в какой-то момент превысила 100 процентов годовых. Если сделать поправку на сдерживаемый курс рубля при значении 5–6 рублей за доллар, то можно представить себе реальную валютную доходность, по которой Минфин занимал деньги.
Итоговая цифра задолженности страны на тот момент составила порядка 140 млрд долларов. И власть объявила о том, что не способна платить и одновременно — отменила сдерживание валютного курса. Помимо дефолта по облигациям, произошла девальвация национальной валюты — с 5 до 30 рублей за доллар в ближайшие месяцы.
Прямым следствием тех событий стало массовое банкротство банков, привыкших получать высокую доходность от операций с государственными ценными бумагами, других предприятий, потерявших своих активы на счетах по цепочке, и так далее. В первые месяцы наблюдалось катастрофическое падение доходов, почти массовая безработица и другие признаки настоящего финансового кризиса.
В мировой практике государственные дефолты — не такое уж и редкое явление. Перечисление аналогичных событий в разных странах за последние сто лет займет не одну страницу. Наверное, все суверенные государства на протяжении своей истории переживали дефолты, и многие не по одному разу.
Так, например, в свое время испанский король Филипп ΙΙ поставил рекорд своего времени — четырежды за время правления отказавшись платить по своим долгам в 1557, 1560, 1575 и 1596 годах. В наше время за последние сто лет чаще всего дефолты происходили в странах Латинской Америки. В Европе последней страной, объявлявшей дефолт, была Греция в 2015 году, которая не смогла заплатить вовремя Международному валютному фонду.
Сам по себе дефолт — хотя и неприятное для страны событие, тем не менее, редко приводит к совсем трагическим последствиям. Конечно, страдает финансовая репутация, на какое-то время государства лишаются возможности занимать деньги на международных рынках, испытывают трудности с привлечением инвестиций.
Но с другой стороны, когда другого выхода нет, обычно сторонам так или иначе удается договориться. Часть задолженности списывается, а оставшаяся реструктурируется, что приводит к снижению долгового бремени и в целом положительно сказывается на экономике в будущем. И конечно — на ошибках учатся, правда — за счет инвесторов.
Тем не менее, сегодняшняя ситуация в России кардинально отличается от того, что происходит в мировой практике дефолтов. Обычно неспособность обслуживать внешний долг связана с такими причинами, как снижение налоговых поступлений из-за кризиса и безработицы, слишком высокий уровень задолженности, проценты по которой становятся непосильным бременем, отрицательный платежный баланс. В конце концов, внешняя интервенция.
Ничего подобного в России не происходило и не происходит. Причиной дефолта страны стала именно политика, те решения, которые приняло руководство страны. Подобных прецедентов в истории до настоящего времени не было, когда кто-то не мог расплатиться — из-за того, что его активы оказались заморожены международным сообществом. Уникальность ситуации заключается в том, что деньги есть, но использовать их невозможно.
С другой стороны, надо понимать, что так называемая специальная военная операция скорее всего закончится вовсе не шуточными исками за принесенный ущерб, который наверняка будет признан международным сообществом. И когда дело дойдет до выплат компенсаций и контрибуций, еще вопрос, хватит ли замороженных активов и резервов. Или Россия останется должна, и платить придется нескольким поколениям.
Обычным следствием объявления дефолта из-за отсутствия денег становятся экономический кризис, череда банкротств кредитных организаций, резкое ослабление национальной валюты, массовое закрытие предприятий, скачок инфляции и безработица. Но все это происходит тогда, когда у государства нет денег.
А как будет в нашем случае? Скорее всего, в самое ближайшее время катастрофических последствий ждать не стоит. Государство под тем или иным предлогом включит печатный станок и снимет социальную напряженность свежеотпечатанными банкнотами. Негативные последствия такого шага, несомненно, будут, но несколько позже и не в один момент, без резких движений. Например, обязательно произойдет рост валюты, увеличится инфляция.
Вряд ли дефолт по внешнему долгу нанесет и существенный урон репутации российских заемщиков, так как хуже в глазах иностранных кредиторов уже все равно некуда. Инвесторы и так массово в последние месяцы уходят из страны.
Конечно, в той или иной степени пострадают все, кто вложил в нее деньги. Но надо понимать, что все-таки в основном это делали профессионалы, которые оценивали свои риски.
Прежде всего, Россию может ждать череда исков и обращение взыскания на имущество страны, находящееся за рубежом. Это относится исключительно к государственной собственности, поэтому частным российским инвесторам, обладающим, например, недвижимостью в Испании, опасаться в связи с дефолтом нечего.
Вслед за государственным дефолтом по одним финансовым инструментам последует череда других, так как неисполнение обязательств дает право требовать возврата всего долга в полном объеме. Напрямую это не связано, но косвенно повлияет, и стоит ожидать в ближайшее время больших проблем с кредиторами также и у российских корпоративных заемщиков на международных рынках. А там сумма долга превышает уже не 100 млн по процентам, как в этом июне, а по последним официальным данным ЦБ более 500 млрд долларов!
Россиян ждет неминуемая стагнация в экономике. Сокращение производства из-за отсутствия инвестиций. Технические трудности из-за невозможности не то, чтобы закупать новое, но даже и обслуживать старое оборудование, и так далее.
В 1998 году большинство стран прекрасно понимало сложившуюся ситуацию и шло навстречу. Тот период вообще стал удачной стартовой площадкой для российского внутреннего производства — резко выросший курс иностранной валюты сделал невыгодным импорт и открыл дорогу внутренним производителям.
Но это было тогда, когда все вокруг видели потенциальную выгоду и вкладывали деньги, несмотря на дефолт. Инвесторы верили в перспективы и считали, что сокращение долгового бремени, его реструктуризация, отсрочка — пойдут на пользу.
Сегодня перспектива роста представляется весьма сомнительной. И поэтому как бы кто ни был патриотично настроен, с точки зрения финансов — самое время поискать возможности где-то на стороне. Например, если все еще получится, вывести деньги в более безопасное место. И причем делать это надо максимально быстро, пока искусственно сдерживаемый курс валюты остается привлекательным.
И в любом случае, вкладывая деньги за рубежом, покупая недвижимость, надо заранее позаботиться о подтверждении своих доходов, максимально дистанцироваться от политики.
Задайте вопрос по теме статьи и получите ответ от эксперта Decart Property
Укажите ваш E-mail
Задайте вопрос по выбору коммерческой недвижимости в Испании и оформлению визы инвестора