У инвесторов, как оказалось, память короткая. Еще вчера они не знали, как бы хоть что-то забрать из того, что осталось на российском фондовом рынке. Но сегодня многие из них вновь готовы пуститься во все тяжкие. Мы не пытаемся никого отговорить, знаем, что это невозможно. Но попробуем предупредить разумных.
Никакой политики, только и исключительно об экономике. Введение санкций начиная с февраля 2022 года отправило российский фондовый рынок в глубокий нокдаун в первом же раунде. В одно мгновение на девальвации рубля большинство инвесторов потеряли существенную часть своих сбережений при пересчете в валюту.
Ценные бумаги обрушились, многие из них полностью потеряли ликвидность сделок— до нуля по многим инструментам. Например, до сих пор вспоминается график торгов акциями Яндекса, который в одно мгновение уперся в пол и был метко назван кем-то из трейдеров - «прыжком мангуста».
Массовое принудительное закрытие позиций тех, кто использовал плечевое кредитование, решение прекратить на время работу биржи — все это привело к тому, что многие инвесторы не смогли получить свои деньги обратно. А кто-то из них, наоборот, остался еще и должен своему брокеру. Часть профессиональных участников оказалась не в состоянии выполнять свои обязательства.
В довершение ко всему замороженными в результате санкций оказались акции иностранных компаний, приобретенные через российских брокеров. На практике доля акций зарубежных компаний в инвестиционных портфелях россиян составляла порядка 70–80%. Вот далеко неполная картина драмы, которая разворачивалась с февраля 2022 года.
Торги на бирже удалось возобновить только к концу марта. В среднем к этому моменту было зафиксировано падение котировок по большинству активов на 40–45% по сравнению с началом февраля, что оказалось рекордом для российского фондового рынка — такого кризиса ранее на Московской бирже никогда в истории не было.
Для того, чтобы хоть как-то стабилизировать ситуацию и, возможно, отомстить врагу, были введены некоторые дополнительные меры. Прежде всего, иностранные инвесторы были лишены возможности свободного участия в торгах, на них наложили целый ряд ограничений. А кроме того, дополнительному регулированию подверглось открытие коротких позиций.
В итоге к лету 2022 года ситуация сложилась следующая: в торгах участвуют российские физические лица и компании. Сделки заключаются только с отечественными ценными бумагами, с иностранными акциями проблема так и не решена, у многих до сих пор заморожены активы.
Для того, чтобы понимать, что происходит сегодня на российском фондовом рынке, необходимо понимать, как устроен рынок капиталов вообще, и кто на нем делает погоду. В действительности это не массовые мелкие инвесторы, спекулянты и трейдеры, а крупнейшие мировые фонды. Прежде всего, американские, потому что именно в США есть самые большие на сегодня деньги, и рынок инвестиционных продуктов наиболее развит.
Фонды обладают сотнями миллионов, а иногда и миллиардами долларов, которые они вкладывают в различные инструменты, диверсифицируя свои риски. В том числе часть активов направляется и в развивающиеся страны, к которым за рубежом относят и Россию.
Ранее, начиная с приватизации в далеких ранних девяностых годах, как раз на это и рассчитывали отечественные участники. Фондовый рынок постепенно формировался, а затем все ждали приход иностранных инвесторов, благодаря которым дешевые бумаги постепенно становились дорогими и востребованными. Именно это и обеспечивало рост индексов на протяжении последних десятилетий, с «просадками» на период мировых финансовых кризисов, таких, как «кризис доткомов» в самом начале 2000-х или мировой финансовый кризис 2008 года.
Практически все остальное время, в особенности после единственного внутреннего российского кризиса 1998 года, нефть и газ год из года дорожали. И наблюдался планомерный рост котировок акций, из которого Россия вдруг выпала, по понятным причинам, в 2014 году. С этого момента многие скажут, что фондовый рынок стал менее зависим от стран Запада, а на самом деле, он фактически лишился новых денег. А в 2022 году настало время — полного ухода иностранных инвесторов. Которые, кстати, не могут сейчас вывести свои деньги из-за введенных ограничений.
А что осталось на фондовом рынке после ухода иностранцев? Фактически, огромное число российских спекулянтов и трейдеров, обладающих крайне незначительными для мировой финансовой системы суммами, и армия разочарованных в связи с вышеописанными событиями инвесторов.
Плюс к этому на рынке теперь действуют дополнительные ограничения регулятора. Например, в ближайшее время для получения статуса квалифицированных инвесторов потребуется сумма активов уже не 6, а 30 млн рублей, причем высшее образование будет исключено из критериев, достаточных для вхождения в эту категорию.
Что из себя представляет российский фондовый рынок по состоянию на август 2022 года? Порядка 73% счетов на бирже открыты частными лицами. В натуральном выражении число участников даже растет: на сегодня их, по данным регулятора, 20.8 млн по сравнению с 18.3 млн в марте. Но что скрывается за этой красивой цифрой? В действительности хотя бы какую-то активность проявляют только 1.9 млн клиентов, а в апреле эта цифра составляла 2.4 млн. Разница между двумя этими цифрами, около 500 тыс. - бывшие активные трейдеры, которые просто оставили свои позиции до лучших времен по принципу будь что будет. Они за последний месяц не заключили ни одной сделки.
Общая капитализация российского фондового рынка на август 2022 года составила 39 трлн рублей. Если эту сумму перевести в доллары, то получится, что все российские компании вместе взятые стоят меньше, чем годовая выручка какой-нибудь одной американской крупной корпорации.
Ситуацию не изменят в том числе и последние события вокруг акций Газпрома. Наши аналитики уверены, что оживление, которое вызвало заявление по беспрецедентно высоким дивидендам — сто процентов носит временный характер.
Напоминаем, что 30 августа нефтегазовая корпорация решила выплатить промежуточные дивиденды ни много ни мало в размере 51 рубль на каждую акцию стоимостью всего то 180 рублей. Для понимания осенью прошлого года цена одной акции достигала отметки 400 рублей.
По мнению экспертов Decart Property Investments такой резкий рост котировок — это в первую очередь результат того, что акции торгуются cum-divided, то есть с дивидендом внутри. Как только произойдет закрытие реестра в ближайшее время, мы обязательно станем свидетелями дивидендного гэпа — резкого падения котировок на сумму выплачиваемых дивидендов.
Да и вообще высокие выплаты — вовсе не положительный признак при анализе компании. Просто государству, владеющему большим пакетом акций — нужны деньги. А предприятию их — в общем-то не во что особо вкладывать в будущем. Понятно, что компании, когда они развиваются, большие деньги на дивиденды не тратят.
Объем торгов за август месяц составит приблизительно 600 млрд рублей, что на 200 млрд рублей меньше, чем в прошлом периоде. Тем не менее, интерес к российским бумагам сохраняется и даже растет — со стороны тех же отечественных участников, средней руки инвесторов и спекулянтов. И даже более того, число квалифицированных инвесторов на Московской бирже выросло на целых 7% - в преддверии повышения порога.
Но что происходит на самом деле? Посмотрим неприятной правде в глаза и скажем честно: никакой перспективы у российского фондового рынка сегодня нет. Иностранных инвестиций ждать не приходится. За компаниями числится астрономический внешний долг, который оценивается на сегодня в более, чем 500 млрд долларов, а поддержать даже системообразующие компании государство и Центральный Банк не смогут, так как их активы заморожены.
Более того, нет надежды и на рост выручки даже ранее прибыльных предприятий. Высокие цены на энергоносители — это действительно для них плюс, но шаг за шагом Европа и другие регионы отказываются от российской нефти и газа. При сегодняшнем развитии событий полное эмбарго — это скорее всего, вопрос времени. А перенаправление потоков в другие регионы, например, в Азию, где не все присоединились к санкциям, требует строительства новых трубопроводов, а значит, многомиллиардных инвестиций. И еще большой вопрос, за какую цену российские энергоносители будут покупать в будущем.
Есть ли в такой ситуации перспектива для российского фондового рынка? Очевидно, нет. И тем не менее, мы можем быть уверены, что вопреки всякой логике акции наверняка будут расти. Их разогреют свой торговлей небольшими объемами мелкие спекулянты. Но продержится ли ситуация долго? По правде сказать, участие в таком рынке представляет собой — самый обычный гэмблинг, азартную игру. В которую серьезные деньги ни один нормальный человек вкладывать не станет. Хотя, конечно, какой-то небольшой суммой, которую не жалко, рискнуть можно — а вдруг все каким-то чудом наладится?..
Особо необходимо отметить новую тенденцию на валютном рынке. Конечно, кто-то может подумать, что более интересным в наше время может быть вложение в доллары или евро на Московской бирже, как это было в трудные времена в прошлом. Но не тут-то было. И здесь ситуация стремительно меняется, причем не в пользу инвесторов.
Некоторые брокеры вводят рекордные комиссии — просто за хранение денег в валюте на брокерских счетах. Так, брокер «Открытие» берет со своих клиентов за остатки свыше 10 тыс. евро — три процента комиссии в год. Подробнее об этой ситуации можно прочитать в нашей статье «Жадность против страха».
Что делают разумные инвесторы в подобных ситуациях? Конечно, ищут безопасную гавань, где можно переждать финансовый шторм. Речь часто уже не идет о прибыли, но хотя бы о сохранении своего капитала. И для этого подходят реальные активы, которые должны дорожать вместе с инфляцией и защищать владельца от разовых потрясений и затягивающейся рецессии.
Конечно, таким требованиям отвечает коммерческая недвижимость. Во-первых, она как была, так и останется, чтобы в мире финансов завтра ни случилось. Во-вторых, это фактически товар, который будет дорожать вместе с инфляцией. В-третьих, это собственность, которая приносит доход, причем в ряде случаев выше, чем можно получить по вкладу в банке.
Но, само собой разумеется, в такое непростое время тем, кто не хочет в один момент потерять свои сбережения, не стоит рассматривать вложения денег в недвижимость на стадии строительства. В условиях кризиса сдача объектов всегда под большим вопросом, и высокая доходность подобных сделок в России перекрывается слишком высокими рисками. То есть речь может идти только об инвестициях в объекты на вторичном рынке.
Но еще более правильный путь — выводить из страны, погружающейся в долгосрочный кризис, то, что все еще можно оттуда вытащить. И вкладывать за рубежом, спасая, что можно, а также диверсифицируя свои активы, защищая их от страновых и валютных рисков.
Один из наиболее подходящих для этого вариантов — вложение в коммерческую недвижимость в Испании, в коммерческие объекты Барселоны, на которой мы специализируемся. Такие инвестиции дают нашим клиентам стабильный доход в размере 4–6 процентов годовых пассивного дохода в евро и, при необходимости, возможность продать объект значительно дороже и вернуть свои евро с хорошей прибылью назад. В горизонте планирования 5–10 лет у качественно подобранных объектов, как правило, речь идет о 40-80% капитализации.
Мы сами являемся инвесторами, и рекомендуем своим клиентам инвесторам только то, во что готовы вложить собственные средства. Поэтому смело обращайтесь к нашим экспертам и мы обязательно предложим лучшее и наиболее подходящее под вашу инвестиционную стратегию решение.
Задайте вопрос по теме статьи и получите ответ от эксперта Decart Property
Укажите ваш E-mail
Задайте вопрос по выбору коммерческой недвижимости в Испании и оформлению визы инвестора